Идеи и проекты / Дерево и высокая архитектура
Дерево и высокая архитектура

Дерево и высокая архитектура

Бытует мнение, что деревянный дом – нечто традиционное, простое и даже архаичное. Но как показывает практика, в этом материале можно воплотить самые смелые и неожиданные строительные решения. Именитые архитекторы используют дерево более чем активно.

Например, японский архитектор Сигэру Бан (Shigeru Ban) создал из дерева клубный дом для гольф-клуба в Сколково. Это впечатляющее строение самого современного дизайна, для сооружения которого нужно было решить массу сложных технических задач. Например, на этапе строительства интегрировать огромные стеклопакеты в деревянные колонны так, чтобы в случае повреждения окно легко можно было заменить.

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат (Erick Van Egeraat), реализуя свои идеи в России, использовал для одного из своих проектов сухостойную сосну. В домах его авторства можно встретить строительные элементы, казалось бы, несовместимые с понятием деревянного дома – тяжелая сланцевая кровля, огромные панорамные окна с подогревом и безопорные вылеты крыши длиной 2,5 метра. Реализован даже большой крытый бассейн. Он перекрыт мощными стальными балками, интегрированными в деревянные элементы так, что это не заметно даже самому придирчивому глазу.

Разумеется, такие сложные задачи требуют высокой квалификации строителей. К сожалению, именитые архитекторы редко идут им навстречу, и для воплощения фантастических замыслов приходится изобретать уникальные конструктивные решения. Богатый опыт реализации необычных объектов из дерева имеет компания «ПЕУРА», работающая с такими мэтрами, как упоминавшийся выше Сигэру Бан (Shigeru Ban), Эрик ван Эгераат (Erick Van Egeraat), а также KSR Architects, West 8 и Вилле Витка (Ville Witka). Причем речь идет не только о загородных домах. В портфолио компании есть деревянная сцена высотой без малого десять метров, для которой требовался более чем нестандартный подход.

Проще всего было заказать балки из клееного бруса и собрать их на месте, как конструктор. Возведение сцены заняло бы всего пару недель, но вот на изготовление деталей ушло бы несколько месяцев, что никак не укладывалось в поставленные сроки. Массив дерева – гигроскопичный материал с малой несущей способностью – для этой задачи не годился. Поэтому было приято решение построить сцену из LVL (бруса из клееного шпона), который намного проще, а потому быстрее в производстве.

Еще один уникальный объект «ПЕУРА» – корабль «Петр и Павел». Это детская площадка, построенная на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге, в точности повторяет первое судно, заложенное Петром I. На его борту есть даже пушки, полностью выполненные из дерева. А в настоящий момент компания работает над возведением большого деревянного моста. Очевидно, что реализация дома, даже самого необычного, уже не поставит в тупик.

Конечно, для строительства современных деревянных особняков нужен качественный материал, в частности – клееный брус. Его преимущества неоспоримы. Это и прочность, и почти полное отсутствие усадки, и привлекательный внешний вид, позволяющий экономить на отделке.

Жаль, стоит он в несколько раз дороже бревна. Так что к вопросу выбора бруса нужно подходить с особой тщательностью.

«ПЕУРА» специализируется на финском брусе. В чем его преимущества перед продукцией других стран? Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, какие проблемы возникают с деревом как таковым. Первая и основная – склонность к образованию трещин, идущих снаружи к сердцевине ствола. Казалось бы, с этим ничего не поделаешь. Но если провести линию распила по центру бревна, а при сборке бруса сориентировать наружные доски так, чтобы дуги годовых колец были направлены внутрь, трещинам просто некуда будет развиваться.

Также следует учитывать, что древесина – живой материал. На поверхности доски неизбежно встречаются сучки, червоточины и другие дефекты. А значит, необходим строгий отбор продукции с точки зрения отклонения от стандартов.

Еще одна проблема – ограниченная длина древесного ствола и вытекающая из этого необходимость сращивания ламелей. Финны умеют соединять доски длиной 3−6 метров тонкой, едва заметной линией, чтобы не портить внешний вид изделия.

И наконец, нужно иметь в виду, что разные породы дерева выглядят по-разному. Для бруса в основном используют ель и сосну, и сочетать их в одном изделии (чем грешат многие российские производители) нежелательно. Ель золотистая, сосна – красноватая, так что собранная из комбинированного бруса стена будет выглядеть пестро и неаккуратно.

К сожалению, все описанные выше моменты сегодня учитывают в основном финские производители – законодатели в области клееного бруса. Но, конечно, их продукция стоит дороже отечественной, поэтому «ПЕУРА» нашла возможность импортозамещения. Было налажено производство бруса из отечественной древесины, но с переносом всех основных преимуществ финской технологии. Разумеется, качество такой продукции намного выше, чем у большинства российских конкурентов. Но и цена, хоть и сниженная по сравнению с финским брусом, остается довольно высокой. Кого-то она отпугивает, и это можно понять. Но с другой стороны, доля бруса в общей смете на строительство дома составляет не более 20%. Так стоит ли экономить на стенах? Ведь в отличие от окон, дверей или кровельного материала ограждающие конструкции нельзя заменить, если они оказались некачественными. А вот сруб из добротного бруса будет служить веками.

По материалам компании «ПЕУРА»

Наверх
  • Рейтинг: 3.60
  • Голосов: 10
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад
  • Материалы, меняющие представление о строительстве
  • Разработка новых строительных материалов – звучит не слишком вдохновляюще. Но в этой области случаются не менее значительные и многообещающие открытия, чем в генетике или физике элементарных частиц. Именно они определяют, какими будут дома будущего.
  • Керамический кирпич
  • Кирпич – это один из самых популярных материалов, который успешно применяется не только в строительстве, но и во внутренней отделке помещений. Рассмотрим одну из его разновидностей – керамический.
  • Строительство гаража своими руками
  • Ошибочно принято считать, что гараж – самое простое строение, без каких-то особенностей. Поэтому к нему относятся, мягко говоря, спустя рукава: строят «как у всех». Проблемы возникают потом, когда исправить их уже или слишком трудно, или слишком дорого.
  • Фанера на все случаи жизни
  • Мы так привыкли к фанере, что порой даже не задумываемся, как на свет появляется этот универсальный прочный материал, из которого, оказывается, делают все: от кресел до гитар, от яхт до самолетов.
  • Деревянные дома ручной рубки
  • Новые строительные материалы приходят и уходят, а деревянные срубы остаются. Остаются, вопреки повсеместному прогрессу, самыми желанными, эксклюзивными и дорогостоящими.